“Святая равноапостольная Ольга”

“Святая равноапостольная Ольга”

Сотрудники библиотеки № 84 подготовили для читателей тематический обзор ко Дню памяти святой равноапостольной Ольги Российской— самой знаменитой правительницей древнерусского государства.

История о том, как князь Владимир крестил Русь, известна каждому. Но не все знают, что первым русским правителем, принявшим христианство, был вовсе не он. За тридцать лет до Крещения Руси в православие перешла бабка Владимира, княгиня Ольга, жена того самого погибшего от рук древлян князя из знаменитой “Повести о полку Игореве”. Ольга вошла в историю как мудрая и справедливая правительница, а церковь уже несколько веков почитает ее святой. Кем же была княгиня, первой принесшая на Русь христианство?

Об этом — в нашем обзоре.

24 июля Православная церковь чтит память святой равноапостольной Ольги, великой княгини Российской, во святом крещении Елены.

Святую равноапостольную княгиню Ольгу в издревле называли “начальницей веры” и “корнем правоверия”. Она первая из русских правителей приняла христианство ещё до крещения Руси, первая русская святая. Великая княгиня вошла в историю как великая созидательница государственной жизни и культуры Руси. В период ее правления на Руси успешно насаждались семена веры Христовой.

Святая равноапостольная великая княгиня Ольга, во святом крещении Елена, происходила из рода Гостомысла, из династии князей Изборских — одной из древнерусских княжеских династий. Предание называет родиной Ольги село Выбуты неподалеку от Пскова, вверх по реке Великой. Житие святой Ольги повествует, что здесь впервые состоялась встреча ее с будущим супругом. В 903 году Ольга стала женой князя Игоря, великой русской княгиней.

С 912 года, после смерти князя Олега, Игорь стал править в Киеве единовластно. Он успешно осуществил несколько военных походов. В правление Игоря, лояльно относившегося к христианской религии, вера Христова распространилась в Киеве настолько, что христиане составляли значительную часть общества. Именно поэтому мирный договор с греками, заключенный незадолго до смерти князя Игоря, утверждался двумя религиозными общинами Киева: христианами и язычниками. Согласно летописи, в 945 году князь Игорь погибает от рук древлян, после неоднократного взимания с них дани. На руках у Ольги остается малолетний сын Святослав, а также заботы о сохранении государства. Закон христианского милосердия был тогда чужд сердцу Ольги. Как язычница она изобрела жестокую месть убийцам мужа. Хитростью заманила она в Киев два посольства древлян, предав их мучительной смерти: первое было заживо погребено “на дворе княжеском”, второе — сожжено в бане. После этого пять тысяч мужей древлянских были убиты воинами Ольги на тризне по Игорю у стен древлянской столицы Искоростеня. На следующий год Ольга снова подошла с войском к Искоростеню. Город сожгли с помощью птиц, к ногам которых привязали горящую паклю. Оставшихся в живых древлян пленили и продали в рабство. Так отплатила княгиня Ольга древлянам за смерть Игоря. Таковы были нравы среди славянских племён, ещё не знавших христианства, исповедавших языческий закон мести: око за око, зуб за зуб.

Однако княгиня показала себя не только мстительницей, но и мудрой правительницей. Народ звал ее умнейшей из людей. Помня о судьбе Игоря, она не хотела, чтобы в окрестных племенах впредь возникало возмущение и недовольство. Она установила твердый размер государственной дани, свыше которого взымать её было нельзя. Житие повествует: Ольга управляла Русской землёй не как женщина, а как опытный и разумный государственный муж. В делах управления она обнаруживала дальновидность и мудрость. Она крепко держала в своих руках власть и мужественно оборонялась от врагов. Для них она была страшна, своими же людьми любима, “как правительница милостивая и благочестивая, как судия праведный и никого не обидящий, налагающий наказание с милосердием, и награждающий добрых”. Ольга была щедра к нищим, убогим и малоимущим; до ее сердца скоро доходили справедливые просьбы, и она быстро их исполняла. Со всем этим Ольга соединяла воздержанную и целомудренную жизнь, она не хотела выходить вторично замуж, но пребывала в чистом вдовстве.

Как мудрая правительница, Ольга видела на примере Византийской империи, что недостаточно забот лишь о государственной и хозяйственной жизни. Необходимо было заняться устроением религиозной, духовной жизни народа.

В 954 году княгиня Ольга с целью религиозного паломничества и дипломатической миссии отправилась в Царьград (Константинополь), где с почётом была принята императором Константином VII Багрянородным. “Ольга захотела сама сходить к грекам, чтобы своими глазами посмотреть на службу христианскую и вполне убедиться в их учении об истинном Боге”, — повествует житие святой Ольги. По свидетельству летописи, в Константинополе Ольга принимает решение стать христианкой. Целых два года знакомилась она с основами веры христианской, посещая богослужения в Софийском соборе. Её поразило величие христианских храмов и собранных в них святынь.

Как говорится в “Повести временных лет”, Ольга крестилась в 957 году в столице Византии — Константинополе. В Царьграде император Константин VII Багрянородный и патриарх Константинопольский Феофилакт крестили русскую княгиню лично: “И было наречено ей в крещении имя Елена, как и древней царице-матери императора Константина I”. Патриарх благословил новокрещенную княгиню крестом, вырезанным из цельного куска Животворящего древа Господня с надписью: “Обновися Русская земля Святым Крестом, его же приняла Ольга, благоверная княгиня”. А также он напутствовал Ольгу словами: “Благословенна ты в женах русских, ибо оставила тьму и возлюбила Свет. Благословят тебя русские люди во всех грядущих поколениях, от внуков и правнуков до отдаленнейших потомков твоих”.

В Киев Ольга вернулась с иконами, богослужебными книгами — началось ее апостольское служение. Ревностно несла она христианское благовестие язычникам, стала воздвигать первые христианские храмы. Многих киевлян обратила ко Христу княгиня Ольга. Вскоре с проповедью веры отправилась она на север. В Киевских и Псковских землях, в отдалённых весях, на перекрёстках дорог воздвигала кресты, уничтожая языческие идолы.

Святая Ольга положила начало особенного почитания на Руси Пресвятой Троицы. Из века в век передавалось повествование о видении, бывшем ей около реки Великой, неподалеку от родного села. Она увидела, что с востока сходят с неба “три пресветлых луча”. Обращаясь к своим спутникам, бывшим свидетелями видения, Ольга сказала пророчески: “Да будет вам ведомо, что изволением Божиим на этом месте будет церковь во имя Пресвятой и Животворящей Троицы, и будет здесь великий и славный град, изобилующий всем”. На этом месте Ольга воздвигла крест и основала храм во имя Святой Троицы. Он стал главным собором Пскова — славного града русского, именовавшегося с тех пор “Домом Святой Троицы”. Таинственными путями духовного преемства через четыре столетия, это почитание передано было преподобному Сергию Радонежскому.

Княгиня Ольга пробовала приобщить своего сына Святослава к христианству, однако “он и не думал прислушаться к этому; но если кто собирался креститься, то не запрещал, а только насмехался над тем”. Более того, Святослав гневался на мать за её уговоры, опасаясь потерять уважение дружины. Святослав Игоревич так и остался убеждённым язычником. Но Ольга любила своего сына и говорила: “Да будет воля Божия. Если Бог захочет помиловать потомков моих и землю русскую, да повелит их сердцам обратиться к Богу, как это было мне даровано”. И говоря так, молилась за сына и за людей его все дни и ночи, заботясь о своём сыне до его возмужания.

Много скорбей пришлось пережить святой Ольге в конце жизни. Сын окончательно переселился в Переяславец на Дунае. Пребывая в Киеве, она учила своих внуков, детей Святослава, христианской вере, но не решалась крестить их, опасаясь гнева сына. Кроме того, он препятствовал ее попыткам утверждения христианства на Руси. Последние годы, среди торжества язычества, ей, когда-то всеми почитаемой владычице державы, крестившейся от Вселенского патриарха в столице Православия, приходилось тайно держать при себе священника, чтобы не вызвать новой вспышки антихристианских настроений.

Дни земной жизни великой княгини подошли к концу. Причастившись Святых Христовых Таин, святая княгиня Ольга перешла в обители вечные 11 июля 969 года, “и плакали по ней плачем великим сын ее и внуки, и все люди”. Ольга запретила Святославу совершать по ней языческую тризну, ее похоронили по христианскому обычаю.

Святая равноапостольная Ольга была канонизирована на соборе 1547 года, который подтвердил повсеместное почитание ее на Руси ещё в домонгольскую эпоху. Княгиня Ольга была причислена к лику святой равноапостольной. Такой чести удостоились только 5 святых женщин в христианской истории (Мария Магдалина, первомученица Фёкла, мученица Апфия, царица Елена Равноапостольная и просветительница Грузии Нина).

Исполнилось пророчество святой княгини о земле Русской. Молитвенные труды и дела святой Ольги подтвердили величайшее деяние ее внука святого Владимира — Крещение Руси. Образы святых равноапостольных Ольги и Владимира, взаимно дополняя друг друга, воплощают материнское и отеческое начало русской духовной истории.

Святая равноапостольная Ольга стала духовной матерью русского народа, через нее началось его просвещение светом Христовой веры.

При подготовке материала использованы источникиhttps://adygeya-orthodoxia.ru/publikaczii/aktualnyij-material/den-pamyati-svyatoj-ravnoapostolnoj-knyagini-olgi.htmlhttps://monasterium.ru/monastyri/svyatie/svyataya-ravnoapostolnaya-knyaginya-olga/ и литература из фондов библиотеки №84. 

Оставить комментарий

Добавить комментарий

%d такие блоггеры, как: