“Путешествие в музей-усадьбу Абрамцево”

“Путешествие в музей-усадьбу Абрамцево”

В этом году исполняется 100 лет со дня основания знаменитой усадьбы Абрамцево. Небольшая усадьба Абрамцево, расположенная к северо-востоку от Москвы, вблизи Сергиева Посада и Хотьково, широко известна в российских творческих кругах. С середины XIX века усадьба была пристанищем русской интеллигенции. Сначала к писателю Сергею Аксакову, а затем к меценату Савве Мамонтову сюда приезжали гостить и работать известные литераторы, живописцы, скульпторы. Здесь писали книги и делились новаторскими идеями, рисовали театральные декорации и создавали картины, которые сегодня хранятся в крупнейших музеях России.

Сотрудники библиотеки № 84 предлагают Вашему вниманию интересные факты об истории усадьбы и творческом наследии хозяев Абрамцево и гостей усадьбы.

Усадьба “Абрамцево” вблизи Сергиева Посада возникла в первой половине XVIII века, хотя упоминания пустоши “Обрамково” встречаются в документах XVI века. Расцвет Абрамцево начинается с 1843 года, когда имение приобрел литературный и театральный критик, а также писатель С. Т. Аксаков (1791-1859), известный широкой публике, прежде всего, как автор сказки “Аленький цветочек”.

Писатель называл эти места “раем земным” и даже посвятил любимому имению стихотворение.

“Вот, наконец, за все терпенье
Судьба вознаградила нас:
Мы, наконец, нашли именье
По вкусу нашему, как раз.
Прекрасно местоположенье,
Гора над быстрою рекой,
Заслонено от глаз селенье
Зеленой рощею густой.
Там есть и парк, и пропасть тени,
И всякой множество воды;
Там пруд — не лужа по колени,
И дом годится хоть куды…”

В Абрамцево Аксаков написал свою первую книгу “Заметки об ужении рыбы”, и другие, более известные произведения — сказку “Аленький цветочек” и автобиографическую повесть “Детские годы Багрова-внука”, сборник “Записки ружейного охотника”.

В гости к Аксакову приезжали писатели Н. В. Гоголь и И. С. Тургенев, актер М. С. Щепкин, А. С. Хомяков, братья Киреевские. М. Н. Загоскин, М. П. Погодин, А. А. Шаховской, А. Н. Верстовский, Н. И. Надеждин и другие.

Аксаков с 1832 года дружил с Гоголем и именно под его воздействием обратился к реалистической прозе. Великий писатель не раз становился участником абрамцевского кружка Аксаковых, который в течение нескольких десятилетий был центром притяжения для большого круга писателей, журналистов, ученых и театральных деятелей. Николай Гоголь часто и подолгу гостил в Абрамцево. Свое уважение к хозяину имения он показывал необычным способом: вставал на рассвете, собирал в лесу белые грибы, а затем втыкал их в землю поближе к тропинкам, по которым ходил Аксаков. Владелец Абрамцево страстно любил “грибную охоту”, но с возрастом у него ухудшалось зрение и заметить “добычу” в траве становилось все сложнее. Тайная помощь Гоголя позволяла быстро набрать полную корзину. Аксаков этому искренне радовался и отмечал, что “бранье белых грибов — все это под носом, в таком расстоянии от балкона, что можно все это делать и разговаривать с детьми”.

Живя в Абрамцево, Гоголь работал над вторым томом “Мертвых душ” и часто зачитывал семейству Аксаковых отрывки из произведения. Однако вторая часть поэмы так и не была опубликована: автор уничтожил ее, и до наших дней сохранились лишь черновики нескольких глав.

В 1859 году Сергей Аксаков умер, и усадьба пришла в запустение. В 1870 году дочь писателя Софья Сергеевна продала ее промышленнику и меценату Савве Мамонтову. Имение было не в лучшем состоянии и потребовало множества переделок. Поэтому считается, что Мамонтов приобрел его из интереса и уважения к этому месту как центру притяжения творческой элиты той эпохи. Абрамцево привлекло еще Мамонтова и своим географическим положением: оно было удобно расположено для его деловых поездок. По его распоряжению господский дом отремонтировали и расширили, увеличив нижний этаж и достроив южный мезонин. С этого момента в истории усадьбы начался “художественный” период.

Савва Мамонтов 

В 1872 году семья Мамонтовых побывала в Италии. Там они познакомились со скульптором М. М. Антокольским, художником В. Д. Поленовым и историком искусства А. В. Праховым. Эта встреча и положила начало Абрамцевскому (Мамонтовскому) кружку. В память о поездке и встрече осенью 1873 года в Абрамцево была разбита Римская роща, изображенная затем на акварели Поленова. В 2012 году роща была восстановлена. 

Савва Мамонтов увлекался живописью, музыкой, скульптурой. В его имении подолгу жили и работали известные художники того времени: Василий Поленов, Виктор и Аполлинарий Васнецовы, Илья Репин, Михаил Врубель. Образовалось неформальное объединение — Абрамцевский, или Мамонтовский, кружок. Усадьбу и ее хозяев живописцы запечатлели на многих известных полотнах. В Абрамцево и его окрестностях были созданы картины “Богатыри” и “Аленушка” В. М. Васнецова, “Видение отроку Варфоломею” М. В. Нестерова, “Крестный ход в Курской губернии”, “Запорожцы пишут письмо турецкому султану” и “Не ждали” И. Е. Репина, “Девочка с персиками” В. А. Серова.

Знаменитую картину “Девочка с персиками” Валентин Серов написал в 1887 году в Абрамцево. По воспоминаниям Михаила Нестерова, дочь Саввы Мамонтова Вера после обеда задержалась за столом, и Серов попросил ее попозировать. Семейная легенда Мамонтовых гласит, что Серов увидел Веру, вбежавшую в дом после игры в казаки-разбойники, и решил написать ее портрет. Работа над картиной продолжалась больше месяца, и в награду за сидение подвижной Вере полагалась порция персиков. Картину Серов подарил матери Веры — Елизавете. Кстати, на картине “Аленушка” изображена она же.

Васнецов В. “Алёнушка”

В 1873 году Савва Мамонтов открыл в Абрамцево студию-мастерскую, где сам занимался лепкой. 

Студия-мастерская в Абрамцево (1873 год) с деревянной резьбой “русском стиле”. Здесь работали Мамонтов, Васнецов, Репин, Серов и др.

Михаил Врубель проводил в Абрамцево больше времени, чем другие художники Абрамцевского кружка. Он заведовал майоликовой мастерской Мамонтова, выполнял заказы хозяина усадьбы, создавал декорации для постановок “Частной оперы Мамонтова”. Здесь он познакомился со своей будущей женой — певицей Надеждой Забелой, которая в то время выступала в мамонтовской опере. Художник придумал для нее эскиз костюма Царевны Лебеди из “Сказки о царе Салтане”. А затем написал знаменитую картину, для которой позировала Забела.

В Абрамцево сохранилась изразцовая скамья, изготовленная по эскизам Михаила Врубеля, — редкий образец из майоликовой мастерской. Ее установили в 1915 году на участке приусадебного парка, который называется “Таньонов нос”. Часть изразцов со временем была утрачена, но в конце 1960-х годов скамью отреставрировали и окружили защитной стеклянной витриной, чтобы уберечь от разрушения.

Виктор Васнецов во время пребывания в Абрамцево не только писал картины на сказочные сюжеты, но и спроектировал для детей Саввы Мамонтова необычную парковую беседку — настоящий домик Бабы-Яги. Ее поставили в парке в 1883 году. Бревенчатый сруб избушки установлен на небольших сосновых пнях, напоминающих подклеты традиционных северных изб. Фронтоны украшены резными совами и летучими мышами — такие изображения были характерны для народных сказок. Конек крыши увенчан головой лошади: подобное украшение часто встречается и на картинах Васнецова.

Идея строительства церкви Спаса Нерукотворного в Абрамцево принадлежала жене Саввы Мамонтова — Елизавете. Первоначальный проект будущего храма разработал Василий Поленов: его вдохновила архитектура храма Спаса-на-Нередице, построенного в XII веке. Однако поленовский проект показался Мамонтовым тяжеловесным, и работу над чертежами продолжил Виктор Васнецов. Он изменил пропорции здания и поменял местами северный и южный фасады — так церковь становилась светлее и изящнее.

Строительство церкви началось в мае 1881 года. Савва Мамонтов лично занимался резьбой по камню, Михаил Врубель изготавливал изразцы для церковного камина, Василий Поленов делал эскизы внутреннего убранства и писал икону “Благовещение”. Иконостас сделали двухъярусным, как было принято в древнерусских церквях. Образ Спаса Нерукотворного написал Илья Репин, иконы Сергия Радонежского и Богоматери создал Виктор Васнецов. По его же эскизам был выполнен мозаичный пол с растительными орнаментами.

За прошедшие годы предпринимательская деятельность С. И. Мамонтова значительно расширилась: он проложил Донецкую каменноугольную железную дорогу, был главным акционером Московского акционерного общества Вагоностроительный завод, Товарищества Невского механического завода, Общества Восточно-Сибирских чугуноплавильных заводов, став одним из создателей российской железнодорожной промышленности.

В 1899 г. Мамонтов был арестован по обвинению в финансовых злоупотреблениях и несколько месяцев провел в тюрьме. На следующий год он был оправдан судом присяжных, но полностью разорен. Московский дом, опечатанный после ареста Мамонтова, и хранившаяся в нем коллекция художественных произведений были проданы на аукционе для уплаты долгов. Абрамцево, переписанное в 1880 году на Е. Г. Мамонтову, удалось сохранить.

В 1917 году Абрамцево было национализировано и стало государственным музеем-заповедником. Здесь работали И. Э. Грабарь, П. П. Кончаловский, И. И. Машков, В. И. Мухина и другие.

В наше время в государственном историко-художественном и литературном музее-заповеднике “Абрамцево” хранятся более 25 тысяч экспонатов (живопись, декоративно-прикладное искусство, архивы прежних владельцев и их гостей и т.п.) и памятники архитектуры XVIII — XIX веков.

При подготовке материала использованы источники: https://zen.yandex.ru/media/zapiskiputeshestvennika/muzeiusadba-abramcevo-i-russkii-modern-5cbc13e3c73bfb00b3b81108https://www.culture.ru/materials/253581/usadba-abramcevo-v-russkoi-kulturehttp://www.abramtsevo.net/# и литература из фондов библиотеки №84. 

Оставить комментарий

Добавить комментарий

%d такие блоггеры, как: