“Конфликты интересов в школе”

“Конфликты интересов в школе”

Детская библиотека № 102 на Плеханова продолжает тематические обзоры книг из цикла “Психопрофилактические и коррекционные книжки для школьной адаптации”.

Сегодня речь пойдет о конфликтах интересов в школе. Детская литература сегодня не обочина литературного поля, а самый его центр, где разыгрываются самые острые конфликты и ведутся наиболее интенсивные поиски их разрешения. Еще одной из важнейших проблем, рассматриваемых в современной детской литературе, является проблема поколений, их конфликта и коммуникативной неудачи при общении между ними.

В.Железников “Чучело”. Главная героиня, Лена Бессольцева, показалась чрезвычайно наивной, почему-то я поверил в существование такого характера: человек чувства, вера в человека, когда, с моей точки зрения, лимит доверия давно исчерпан.

Сама тема жестокости детей, наверно, была во все времена, и в ближайшем будущем никуда не денется. Это не так интересно. А вот “погружение” в советское время для меня сродни фантастике. Все персонажи кажутся бесконечно далекими. Все в их поведении удивительно. Для меня они являются и “маленькими” взрослыми и “большими” детьми. Некоторые вопросы они решают по-взрослому, голосованием, объявляют бойкоты провинившимся.

Е.Мурашова “Класс коррекции”. Повесть разительно выделяется в общем потоке современной отечественной подростковой литературы. Тема детей — отбросов общества, зачастую умственно неполноценных, инвалидов, социально запущенных — слишком неудобна и некрасива, трудно решиться говорить об этом. Но у автора получается жизнелюбивое, оптимистическое произведение там, где, кажется, ни о каком оптимизме и речи быть не может. Мурашова не развлекает читателя, не заигрывает с ним. Она призывает читающего подростка к совместной душевной и нравственной работе, помогает через соучастие, сочувствие героям книги осознать себя как человека, личность, гражданина.

А. Богословский “Верочка”. События развиваются возле “новенькой”, пришедшей в класс в начале учебного года. Естественно, она оказывается под пристальным вниманием одноклассников. И тут выясняется, что девочка сильно от них отличается: она в силу своей болезни много времени провела в одиночестве наедине с любимыми сказками, стихами, своими мыслями и музыкой. Это наложило отпечаток на её внутренний мир: она одновременно более развитая умственно и духовно, но в то же время, очень наивна в собственном мире, далёком от реальной жизни.

Дж. Паласио “Чудо”. Юный Август Пулман, или, как его называют близкие Огги, родился с генетической аномалией лица и перенёс множество пластических операций. По понятным причинам он не ходил в школу и занимался дома с мамой, которая ради воспитания сына забросила карьеру и даже немного забыла про старшую дочку Оливию. Но родители понимают, что долго так продолжаться не может, и потому отправляют Огги в учебное заведение, чтобы он научился общаться со сверстниками и завёл друзей. И вот этот ребёнок, который почти всё время ходил по улице в шлеме, впервые отправляется в настоящую школу, что становится для него и окружающих настоящим испытанием.

Дж. Моска — классик итальянской литературы. Его “Воспоминания о школе” — сборник небольших очерков—воспоминаний о школе, учениках, учителях. Главный герой (или повествователь) рассказывает, как сам был учителем, как впервые пришел в школу, как вошел в класс, как ему удалось укротить разбушевавшихся пубертатов — метким выстрелом из рогатки сбить муху на зависть ученикам, какими были эти ученики, их родители. Книга ироничная, грустная и смешная одновременно. И как будто несколько старомодная. Сегодня кажется, что грусть, странная меланхолия этих рассказов навеяны предчувствием надвигающегося другого времени, гораздо менее наивного. Ведь одна из главных идей, идей намеренно подчеркнутых — пока ты приходишь в школу, пока ты связан с ней пусть даже не учебой, а преподаванием — ты все еще остаешься ребенком, хотя бы отчасти, то есть обладаешь особым счастливым взглядом на мир.

И.Арсено “Джейн, лиса и я”. Это графический роман, который по праву считается одной из лучших иллюстрированных историй для детей и подростков. Все началось с пьесы канадского автора Фанни Бритт, рассказывающей о девочке Элен, от которой отвернулись все ее школьные подруги. Изабель Арсено, известная своими графическими переложениями классики, придумала волшебную историю на ее основе. В рассказе есть место и доброте, и дружбе, и красоте, и надежде на хороший финал.

Вы можете также посмотреть презентацию по ссылке: https://www.emaze.com/@AOWITQFCI/night-on-the-town-copy1

Оставить комментарий

Добавить комментарий

%d такие блоггеры, как: