История советского дизайна: Зарождение советской дизайнерской школы

История советского дизайна: Зарождение советской дизайнерской школы

– Ну, Киса, – заметил Остап, – придется с утра сесть за работу. Надеюсь, что вы сможете разводить краски. А потом вот что: я художник, окончил ВХУТЕМАС, а вы мой помощник. Если вы думаете, что это не так, то скорее бегите назад, на берег. 

И.Ильф, Е.Петров “Двенадцать стульев”

Библиотека № 95 продолжает знакомить своих читателей с историей советского дизайна. Сегодня рассказ пойдёт о зарождении советской дизайнерской школы.

Октябрьская революция 1917 года полностью поменяла уклад жизни нашей страны, затронув буквально все сферы деятельности. Не осталось в стороне и образование, в том числе художественное. Все учебные заведения перешли в ведение Наркомпроса, а студенты активно включились в организацию учебного процесса. В апреле 1918 г. в Москве были созданы свободных государственные художественные мастерские (СГХМ). Поступить в них мог любой желающий, достигший 16 лет, без конкурса и образования. Мастерские имели художественно-промышленную направленность, противопоставляемую “академическому искусству”.

В декабре 1920 г. по декрету, подписанному В.И.Лениным, в молодой советской республике было создано одно из первых учебных заведений по подготовке кадров для производственного искусства — Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС).

Мастерскими руководила “выборная коллегия” из 5 человек, в которую вошли художник Ф. Ф. Федоровский, график С. В. Ноаковский, архитекторы А. В. Щусев, Ф. О. Шехтель и М. П. Солодовникова. В новом учебном заведении были организованы восемь факультетов: архитектурный, художественные (живописный, скульптурный) и производственные (полиграфический, текстильный, керамический, деревообделочный и металлообрабатывающий).

Сходным образом развивались события и в Петрограде, где в марте 1922 г. произошло слияние Петроградских свободных художественно-учебных мастерских, а в сентябре 1922 г. петроградские мастерские преобразовали по образцу московского ВХУТЕМАСа. и приняли новое название — Петроградский высший художественно-технический институт (ВХУТЕИН).

Среди этих бурных преобразований зарождалось советское дизайнерское образование. В 20-х годах трудами искусствоведов, социологов, философов, психологов были заложены основы теории “производственного искусства”, психотехники, эргонологии (эргономики), научной организации труда (НОТ) и т.д., причем ряд высказанных тогда положений прошел проверку временем и является сегодня тем теоретическим фундаментом, на котором развиваются современная техническая эстетика.

В воплощении новаторских идей имелись и практические достижения. В мае 1921г. выпускники Первых государственных свободных художественных мастерских провели в Москве на Большой Дмитровке выставку ОБМОХУ (“Общества молодых художников”). В 1925 г. результаты деятельности ВХУТЕМАСа были успешно показаны на Международной выставке современных декоративных искусств и художественной промышленности в Париже.

Но, к сожалению, большевистской власти требовались индустриализация и реальное повышение производительности труда, а не утопические проекты “оформления жизни искусством”. В 1930 г. ленинградский и московский ВХУТЕИН были закрыты.

Оставить комментарий

Добавить комментарий

%d такие блоггеры, как: