“Игумен земли Русской”

“Игумен земли Русской”

Библиотека № 74 начинает цикл рассказов об известных личностях, которые стали героями исторических произведений. Сегодня речь пойдет о великом подвижнике русской земли — преподобном Сергии Радонежском.

Роман известного писателя-историка Д.М. Балашова “Похвала Сергию” посвящен жизни этого легендарного человека. Перед читателями проходит славная и нелегкая жизнь Верфоломея (в иночестве — Сергия) от рождения и до смерти. Преподобный Сергий Радонежский стал образцом для современников и потомков, человеком, сумевшим подчинить всю свою жизнь евангельским заповедям любви и единомыслия. Избегая искуса судить и назидать, он учил даже не столько словом, сколько своим образом жизни, своим отношением к окружающим. Поэтому жизненный путь “великого старца”, как его называли, выглядит парадоксальным — всю жизнь он бежал от общества людей, а в результате стал его духовным предводителем. Уже при жизни Сергия Радонежского рассматривали как воплотившийся в реальном человеке символ единства Руси, который был необходим для русского народа в ХIII-XIV столетиях. Преподобный Сергий никогда не был политиком. В политических вопросах он играл роль учителя и миротворца.

ХIV век называют веком преподобного Сергия, он насыщен крупными историческими событиями. Это было напряженное время, земля Русская подвергалась различным бедствиям, была разобщена. Лучшие люди понимали, что отсутствие единения ослабляет Русь и делает ее более легкой добычей для врага. В романе “Похвала Сергию” Д. Балашов показывает роль Сергия в судьбе своего Отечества. Освобождение от монголо-татарского ига, духовное и культурное возрождение Руси Сергий начал с проверки единения соотечественников в любви и согласии образу Святой Троицы.

В 1385 году, когда между Дмитрием Донским и рязанским князем Олегом разразилась война, великий князь попросил Сергия принять на себя труд миротворца. Поздней осенью Сергий отправился пешком в Рязань и там много беседовал с Олегом о мире и любви. Под его влиянием Олег переменил свирепость на кротость, утих и заключил с московским князем вечный мир.

Во главу своего дела освобождения, сохранения и укрепления Руси Преподобный Сергий положил собственноручное создание в 1340 году храма Святой Троицы, около которого и основалась потом его знаменитая Троице-Сергиевая Лавра, залог единства земли и независимости Московского государства от материального подчинения Востоку.

Жизнь и деятельность Сергия протекала в период княжения Ивана Калиты и его внука Дмитрия. Для князя Дмитрия он был духовным отцом. Именно Сергий Радонежский благословил его на Куликовскую битву с монголо-татарами в 1380 году и после блестящей победы князя стал именовать его Дмитрием Донским.

В романе Сергий предстает перед читателем истинным церковным дипломатом, величайшим христианином, создателем новых монастырей, учителем, воспитавшим много учеников и последователей, которые несли его мысли и идеи в жизнь.

Помимо основной сюжетной линии, писатель прекрасно описывает природу, русскую землю, приводит философские рассуждения о жизни и смерти, о выборе между земным и духовным.

Д.М. Балашов выводит поэтическое обобщение о Сергии Радонежском: » … в нем — Свет, в нем — Вера, в нем и из него — моя Родина!».

Оставить комментарий

Добавить комментарий

%d такие блоггеры, как: