“Гений символики”

“Гений символики”

17 марта в библиотеке № 98 “Вернисаж на Зеленом” в рамках цикла “Гении кисти” прошла литературно-художественная презентация, приуроченная 165-летию известного русского художника Михаила Александровича Врубеля. Посетителям представили книжную выставку, познакомили с этапами жизни и творчества живописца, рассказали о его манере писать “разноцветными кубиками” и истории создания колоритных полотен.

Творчество Михаила Врубеля — одно из самых загадочных и гениальных явлений отечественного искусства XIX века. Удивительная декоративность, неповторимые трагические и героические образы, а также мистическая атмосфера произведений выделяют этого уникального мастера из всей плеяды русских живописцев.

Первыми серьезными работами художника стали монументальные росписи (1884 — 1885) в Кирилловской церкви в Киеве (“Сошествие Святого Духа на апостолов”, “Оплакивание”). В 1899 Врубель сближается с художественным кружком в Абрамцеве (имении С.И. Мамонтова). Здесь мастер пишет лучшие свои картины, занимается майоликой (скульптуры “Египтянка”, “Купава”, “Мизгирь”, “Волхова”, 1899 — 1900), декоративным дизайном (керамические печи, вазы). Талант декоратора проявился в его сценографических работах для частной оперы С.И. Мамонтова: оформление “Рогнеды” А.Н. Серова (1896), а также “Садко” (1897) и “Сказки о царе Салтане” (1900) Н.А. Римского-Корсакова. В этот период он создает полотна “Девочка на фоне персидского ковра” (1886), “Венеция” (1893), “Испания” (1894). “Абрамцевское” творчество М.А. Врубеля тяготеет к фольклору: картины “Пан” (1899), “Царевна-Лебедь” (1900). Художник предстает тонким лириком в пейзажах — “Сирень” (1900). Более жестки и напряжены врубелевские портреты (К.Д. и М.И. Арцыбушевых, а также С.И. Мамонтова; все написаны в 1897).

Мощные цветовые контрасты и пластическая напряженность форм достигают кульминации в теме Демона. Художник воплотил в этом цикле терзания “мятущегося человеческого духа”. В “Демоне” (1890) герой изображен в напряженном оцепенении, а в “Демоне поверженном” (1902) его изломанная фигура, сорвавшаяся с заоблачных высот, трагично безысходна.

Влияние М.А. Врубеля испытали почти все крупные русские художники ХХ века. Он стоит у истоков практически всех авангардных поисков русского искусства.

Оставить комментарий

Добавить комментарий

%d такие блоггеры, как: