Чувство полета — профессия “Авиатор”

Чувство полета — профессия “Авиатор”

ЗВАНИЕ ГЕРОЯ. 

ВОДОПЬЯНОВ НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ 

Советский лётчик, участник спасения экипажа парохода “Челюскин”, участник арктических и высокоширотных экспедиций, генерал-майор авиации, член Союза писателей СССР, Герой Советского Союза (1934 г.).

БИОГРАФИЯ

Михаил Водопьянов родился 6 (18) ноября 1899 года в семье крестьянина, в небольшом селе Студенки в Липецкой области. В 1906 году вся семья переехала в сибирский город Тайшет, где отец устроился рабочим на железной дороге. Чтобы помогать семье, Михаил также пошел работать — он стал возчиком.

В феврале 1918 года был мобилизован в Красную Армию. Служил обозным в Дивизионе Воздушных Кораблей “Илья Муромец”. Участвовал в Гражданской войне. Воевал против Колчака и Врангеля. в 1918 году был мобилизован в Красную армию. Он начал служить при Липецком аэродроме. Там у него и появилась мечта стать летчиком. На следующий год его, как одного из лучших механиков, направили в школу военных летчиков — Московскую лётно-техническую школу. В 1929 году Михаил Водопьянов закончил ее и получил диплом летчика. Вначале молодого пилота направили в авиаотряд, который занимался борьбой с саранчой. Он летал в разные районы, расположенные на юге России, и распылял на поля химикаты.

Летчик ГВФ М.Водопьянов. 

Через год, Михаил Васильевич Водопьянов был направлен командиром только что созданной эскадрильи почтовых самолетов. Нередко его направляли в отдаленные районы Сибири и Дальнего Востока для освоения новых воздушных линий. Так, Водопьянов первым совершил перелет на Камчатку и отработал методику ориентирования над открытым морем. В 1929 году первым открыл воздушную линию на остров Сахалин.

С 1931 года работал на Центральном аэродроме в лётном отряде газеты “Правда”, доставлявшем газетные матрицы в крупнейшие города СССР.

Потом летал на гражданских самолётах по дальним воздушным трассам Москва — Ленинград, Москва — Иркутск, на остров Сахалин.

В 1933 году впервые осуществил скоростной перелет на тяжелом транспортном самолете по маршруту Москва — Петропавловск-Камчатский. Зимой 1933 года его самолёт разбился на озере Байкал. Бортмеханик погиб, а М.В. Водопьянов получил сотрясение мозга и множественные переломы (впоследствии только на голову наложили 36 швов).

60102 01.02.1937 Валерий Чкалов (1904-1938)(слева) и Михаил Водопьянов (1899-1980) — летчики, Герои Советского Союза. РИА Новости / РИА Новости

СПАСЕНИЕ ЧЕЛЮСКИНЦЕВ

После того, как в 1934 году в Чукотском море погиб неприспособленный для ледовых походов корабль “Челюскин”, Водопьянов вместе с другими экипажами осуществил успешную эвакуацию 104 челюскинцев. Он оказался единственным гражданским летчиком, который принимал участие в спасении экспедиции. Вместе с летчиками В.Галышевым и И.Дорониным совершил перелёт длиной почти 6000 км из Хабаровска в Ванкарем на самолёте Р-5, без штурмана, без радиста, через хребты, через горы, по неимоверно тяжёлой трассе. Из Анадыря трижды летал к терпящим бедствие и вывез 10 человек. За мужество и героизм, проявленные при спасении “челюскинцев”, 20 апреля 1934 года ему присвоено звание Героя Советского Союза. 4 ноября 1939 года М.В.Водопьянову была вручена медаль “Золотая звезда” № 6.

УЧАСТИЕ В ОСВОЕНИИ АРКТИКИ

С середины тридцатых годов он вошел в авиационный отряд, сформированный для освоения труднодоступных районов Арктики, и совершил ряд перелетов на Новую Землю, тем самым доказав возможность применения тяжелого бомбардировщика в качестве одного из возможных транспортных средств на Крайнем Севере.

Водопьянов участвует в подготовке вылета на Северный полюс. 

21 мая 1937 года впервые в мире Водопьянов посадил 4-моторный самолет на Северном полюсе и высадил там группу зимовщиков, организовавших первую дрейфующую станцию “Северный полюс” (СП-1). В самолете летело 13 человек, включая экипаж. Это был один из самых опасных полетов Водопьянова. Он летел в полную неизвестность, но это был полет в будущее. За этот подвиг Водопьянов был награжден орденом Ленина, поскольку звания дважды Героя Советского Союза еще не существовало.

3054086 18.09.1936 Летчик, Герой Советского Союза Михаил Васильевич Водопьянов перед полетом в Арктику. 1936 г. Иван Шагин / РИА Новости

Достичь полюса по воздуху люди пытались еще с конца XIX века. Однако покорить Арктику оказалось делом нелегким — за халатную подготовку к экспедиции приходилось платить жизнями. Так, в 1897 году погиб экипаж аэростата “Орел”, на котором шведские аэронавты впервые попытались достичь полюса воздушным путем. Останки их были найдены только в 1930 году на острове Белый, что между Шпицбергеном и Землей Франца-Иосифа. Провалились и чуть более поздние попытки покорить полюс на дирижабле — по сути дела, дирижабль — аэростат с двигателем, — и на самолете. Первыми людьми, сумевшими достичь полюса, были члены экипажа итальянского дирижабля “Норвегия”, — но они не высаживались на лед, а только пролетели над “крышей мира”. Произошло это в 1926 году.

Водопьянов на фоне самолета АНТ-6А на Северном полюсе. 21 мая 1937 года. 

И вот теперь советским ученым предстояло не только долететь до полюса, но еще и основать там научно-исследовательскую станцию. 

Михаил Васильевич Водопьянов с Отто Юльевичем Шмидтом и Иваном Дмитриевичем Папаниным. 

Экспедиции было присвоено название “Северный полюс — 1” (СП-1). В ее состав вошли Папанин, Ширшов (гидробиолог и океанолог), Федоров (геофизик) и Кренкель (радист). Руководство ею было возложено на академика О. Ю. Шмидта.

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА

В предвоенные годы Водопьянов продолжает летать в Заполярье. Для проводки судов по Северному морскому пути требуется постоянная ледовая разведка. 21 июня 1941 года самолет под командованием Водопьянова вылетел на очередную разведку. Полет был очень продолжительным, 25 часов они находились в воздухе, а когда сели, узнали о начале войны. Весь экипаж тут же написал заявления об отправке на фронт, но им отказали, нужно было бесперебойное снабжение армии по Северному морскому пути, что невозможно без ледовой авиационной разведки. Водопьянов проявил характер и был назначен командиром 81-й дальнебомбардировочной авиационной дивизии. Название дивизии говорило само за себя.

И вот в ночь на 11 августа 1941 года с аэродрома под Ленинградом в воздух поднялись 10 бомбардировщиков с бомбовым грузом и направились в сторону Германии. Их цель — Берлин. До столицы фашистской Германии долетело шесть самолетов. Долетевшие выполнили задачу на “отлично”. При возвращении у самолета Водопьянова отказали двигатели. Летчик посадил машину в лесу, никто из экипажа не пострадал, но самолет разбился. Водопьянова наградили орденом Ленина, но сняли с должности командира дивизии.

М.В.Водопьянов. 

Cорокадвухлетнему легендарному пилоту предоставили право решить, чем заниматься дальше. Возраст у него был запредельный для летчика, и он мог уйти на преподавательскую работу, опыта для передачи молодежи у него хватало. Его решение было парадоксальным. Водопьянов попросил, чтобы ему разрешили летать простым пилотом в дивизии, которой он недавно командовал. Просьбу удовлетворили, и он каждую ночь вылетал на боевые задания. Он лично неоднократно летал в глубокий немецкий тыл в партизанские отряды, вывозя раненых и доставляя туда боеприпасы и продовольствие. В 1942 г. Михаил Водопьянов вновь назначен командиром авиационной дивизии (другой), неоднократно совершал полёты в партизанский соединения для доставки вооружения и эвакуации раненых. 

Вскоре после своего нового назначения Михаил Водопьянов попал в автомобильную аварию, после чего с множественными переломами ребер и различными травмами 4 месяца провел в госпитале. Об этом он позднее напишет в рассказе “В воздухе уцелел — на земле разбился”. Летать с такими травмами отныне ему было нельзя. Но он продолжает оставаться в авиации, передавая свой бесценный опыт другим людям. Например, длительный период времени Михаил Васильевич Водопьянов работает в качестве военного представителя на 22-м Казанском авиационной заводе, где контролировал выпуск бомбардировщиков “Пе-8”.

 В 1943 году Водопьянову присвоили звание генерал-майора авиации. 

М.В.Водопьянов. Фото из открытых источников. 

ПОСЛЕ ВОЙНЫ

В 1946 году, выйдя в отставку, Водопьянов тут же вернулся в полярную авиацию. Активное участие он принял в организации в 1948 году научной станции “СП-2”. Есть информация, что в 1949 году он совершил высадку на Южном полюсе, за что был награжден орденом Ленина, но до настоящего времени официально это не подтверждено.

М. Водопьянов летал до 55 лет, что было абсолютным рекордом в то время. “Иконостасу” на его груди могли позавидовать многие генералы: Золотая Звезда, 4 ордена Ленина, 4 ордена Красного Знамени, орден Отечественной войны 1 степени и много медалей.

М. Водопьянов был членом Союза писателей СССР. Из-под его пера вышли десятки книг: “Полеты”, “Мечта пилота”, “От сохи до самолета”, “На крыльях в Арктику” и другие. Две его пьесы долго шли в театрах.

Ил-96 “Михаил Водопьянов”.

Награды:

  • Герой Советского Союза — медаль “Золотая Звезда” № 6.
  • четыре ордена Ленина (1934 г, 1937 г., 1945 г., 1949 г.).
  • четыре ордена Боевого Красного Знамени (1940 г., 1942 г., 1944 г., 1952 г.).
  • орден Отечественной войны 1-й степени (1945 г.).

Примечание: при подготовке публикации использованы материалы: Исторического портала: История РФ, Сетевое издание “Военное обозрение”, портал warheroes.ru, aif.ru, и интернет-музей российской авиации “Авиару.рф”, информационного агентства regnum и литература из книжного фонда Центральной библиотеки № 70 им. М. А. Шолохова

Оставить комментарий

Добавить комментарий

%d такие блоггеры, как: