Чувство полета — профессия “Авиатор”

Чувство полета — профессия “Авиатор”

ЗВАНИЕ ГЕРОЯ. 

ВАЛЕРИЙ ПАВЛОВИЧ ЧКАЛОВ — летчик-испытатель, Герой Советского Союза (1936 г.) 

Биография

2 февраля (20 января по ст. ст.) 1904 года в селе Василёво Нижегородской губернии (ныне город Чкаловск) родился Валерий Павлович Чкалов. Отец — котельщик Павел Григорьевич Чкалов. Мама Валерия умерла, когда ему было всего 6 лет. Окончив сельскую школу, мальчик поступил в Череповецкое техническое училище. После закрытия училища в 1918 году Валерию пришлось вернуться домой, где работал молотобойцем в кузнице , а с началом навигации кочегаром на пароходе “Баян”. Именно в то время он впервые увидел самолет. Приняв решение в том же 1919 году уволился с парохода у ушел добровольцем в Красную Армию. Был направлен в 4-й Канавинский авиационный парк в Нижнем Новгороде слесарем-сборщиком самолётов. Дальше много учился:

  • В 1921 году Егорьевская военно-теоретическая школа ВВС. Именно здесь Валерий Чкалов произвел свой первый самостоятельный полет.
  • 1922 Борисоглебская военная авиационная школа лётчиков
  • В 1923-1924 Московская военно-авиационная школа высшего пилотажа. Закончил ее на “Отлично” и был направлен в Серпуховскую высшую авиационную школу стрельбы, бомбометания и воздушного боя.
Курсант В.П.Чкалов, крайний справа, у учебного самолета У-1. 

Ас или воздушный лихач?

В июне 1924 года подготовленный военный лётчик-истребитель Чкалов двадцати лет от роду был отправлен для прохождения службы в Ленинградскую Краснознамённую истребительную авиаэскадрилью имени П.Н.Нестерова. За время службы проявил себя как отважный и дерзкий летчик. За рискованные полеты неоднократно получал взыскания, и даже отстранения от полетов. Например, во время маневров над Балтийским морем, был единственным, кто в условиях дождя и низкой облачности нашел линкор “Марат” и сбросил на него вымпел.

В 1927 как лучший летчик авиаэскадрильи направлен в Москву для участия в параде в честь 10-й годовщины Октябрьской революции. За летное мастерство был удостоен благодарности от Народного комиссара обороны Климента Ворошилова. В этом же году Чкалов женился на учительнице Ольге Ореховой. А уже в марте 1928 переведён на службу в 15-ю Брянскую авиационную эскадрилью.

Валерий Чкалов с женой Ольгой и сыном Игорем. 

В том же году, при перегонке самолетов из Гомеля в Брянск, Валерий Чкалов врезался в телеграфные провода. Был обвинён в воздушном лихачестве и многочисленных нарушениях дисциплины. 30 октября 1928 его осудили на один год лишения свободы, но уже через 16 суток он был освобожден постановлением ЦИК СССР, с последующим увольнением из Красной армии в запас.

В 1929 г. он вернулся в Ленинград, и по ноябрь 1930 работал летчиком-инструктором в Ленинградском авиационном клубе Общества друзей Воздушного флота.

Как военный летчик в ВВС Чкалов был восстановлен только в ноябре 1930 года, и зачислен на работу в Московский Научно-исследовательский институт ВВС РККА. За последующие два года работы в НИИ он совершил более 800 испытательных полётов, освоив технику пилотирования 30 типов самолётов. В декабре 1931 года Валерий участвовал в испытаниях “Звена” (воздушного авианосца), тяжёлого бомбардировщика, нёсшего на своих крыльях и фюзеляже до пяти самолётов-истребителей.

С января 1933 года Валерий Чкалов вновь в запасе и переведён на работу лётчиком-испытателем Московского авиационного завода № 39. За время работы был испытателем новейших самолетов-истребителей, тяжелых бомбардировщиков, а также и экспериментальных машин ОКБ Поликарпова. Валерий Чкалов единолично разработал и применил в летной практике новые фигуры высшего пилотажа: “восходящий штопор” и “замедленную бочку”.

В мае 1935 года за создание лучших самолётов-истребителей авиаконструктор Н. Поликарпов и летчик-испытатель В. Чкалов были награждены высшей правительственной наградой — орденом Ленина.

Рекордный перелет

Лётчик Байдуков осенью 1935 года предложил Чкалову организовать рекордный перелёт из СССР в США через Северный полюс. Опасаясь повторения попытки перелета Леваневского Сталин, лично указал другой план маршрута: Москва — Петропавловск-Камчатский.

20-22 июля 1936 г, возглавляя экипаж самолета АНТ-25 Валерий Павлович совершил первый беспосадочный перелет из Москвы в район острова Сахалина и продолжался 56 часов. Общая протяжённость рекордного маршрута составила 9375 километров. Уже на острове Удд (Позднее был переименован в “Остров Чкалова”) на борт самолета АНТ-25 была нанесена надпись “Сталинский маршрут”, сохранённая и при следующем перелёте через Северный полюс.

За этот перелет всем трем участникам (в экипаж Чкалова входили также летчики Беляков и Байдуков) присвоили звания Героев Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали “Золотая Звезда”, введённая в 1939 году уже после смерти Чкалова, была вручена только в 2004 году его детям.

Самолет, вернувшийся после перелета в Москву приехал на аэродром лично встречать И.В.Сталин.

В.П.Чкалов и И.В.Сталин 

Уже в звание героя СССР Валерий Павлович Чкалов совершил свой второй подвиг. 18 июня 1937 года самолёт АНТ-25 совершил аналогичный перелет без посадки по направлению: Москва — Северный полюс — Ванкувер (США). Протяженность маршрута составляла 8 504 км, а длительность полета — 63 ч 16 минут. Полет проходил в более затрудненных условия, чем предыдущие, но 20 июня самолёт совершил посадку в американском городе Ванкувер.

А.В.Беляков, Г.Ф.Байдуков, В.П.Чкалов после посадки в США  

Экипаж встречали жители американских городов. Так же они побывали в гостях у генерала Джорджа Маршалла, а в советских летчиков встретил президент США Франклин Рузвельт. За этот перелёт экипаж был награждён орденами Красного Знамени. 

А.В.Беляков, Г.Ф.Байдуков, В.П.Чкалов после посадки в США 

Валерий Павлович Чкалов трагически погиб 15 декабря 1938 г, совершая испытательный полет на истребителе И-180 конструкции Поликарпова. 

Испытания готовились в страшной спешке — успеть до конца года. Поликарпов даже отказался подписать акт о готовности самолета. Подписавший его Д.Л. Томашевич позднее был арестован….

Чкалов пролетел над дачей Сталина, сделав, своеобразный подарок вождю ко дню его рождения. Мотор заглох уже при заходе на посадку. Валерий пытался дотянуть до аэропорта, но, когда до полосы оставалось менее 500 метров, он понял, что посадки среди построек не избежать. Опасаясь, что в жилых бараках могли быть люди, В. Чкалов отвернул самолет и врезался в высоковольтную опору. Через два часа после аварии от полученных травм В.П. Чкалов скончался в Боткинской больнице.

В.П.Чкалов 

Валерий Чкалов похоронен в Москве, а урна с его прахом установлена в Кремлёвской стене. На месте падения его самолёта установлен мемориальный камень. 

Мемориальный камень на месте гибели В.П. Чкалова. 

Награды:

  • звание Героя СССР (24.07.1936 г.);
  • 2 ордена Ленина (5.05.1935 г., 24.07.1936 г.);
  • Орден Красного Знамени (июль 1937 г.);
  • Медаль “XX лет РККА” (февраль 1938 г.).
Ил-96-300 названный именем Валерия Чкалова. 

Примечание: при подготовке публикации использованы материалы: Исторического портала: История РФ, интернет-музей российской авиации “Авиару.рф”, информационный порталы ordenrf.ru, и testpilot.ru и литература из книжного фонда Центральной библиотеки № 70 им. М. А. Шолохова

Оставить комментарий

Добавить комментарий

%d такие блоггеры, как: